Доклад иером. Игнатия "Соборность в Церкви и ее нарушение митр. Агафангелом"

14 января 2017

Ignati1

Преосвященные владыки , дорогие отцы и братья! Новые испытания выпали на долю нашей Русской Православной Зарубежной Церкви. Одна из основных причин наблюдаемых ныне нестроений – это нарушение соборности. В чем заключается соборность, примеры ее проявления в Церкви, каковы нарушения соборности мы видим ныне и что необходимо предпринять для выхода из создавшегося церковного кризиса ? – об этом предлагаемый вашему вниманию доклад.

В нашем православном символе веры мы исповедуем четыре свойства истинной Церкви Христовой. « Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь ». Если какая-либо церковь отступает хотя бы от одного из этих свойств, она встает на путь отступления от Христа, и , в конечном итоге, перестает быть Христовой , о Которой изрек Спаситель : « Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее.» Эти четыре свойства подобны могучим стенам, ограждающим Град Божий, Святую Церковь, с четырех сторон света от наводнения мутными потоками мира сего. Если со временем образуется брешь в одной из этих стен, и такое положение остается без внимания и исправления , то произойдет разрушение и неминуемое бедствие . Рассмотрим Церковь Христову, этот Святой Град Божий , со стороны Соборности.

1. ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ

Соборность , как основопологающее свойство Церкви, имеет свой источник в Святой Троице. Как в Боге каждое Лицо – Отец, Сын и Дух Святой – не есть часть Троицы, но всецело Бог, так и Церковь не есть федерация частей ; она соборна в каждой из своих частей. Соборность – это единство и всеобщность в Любви и Истине Христовой : « Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино.» (Ин.17:20) . Первую Соборную Церковь мы видим в Сионской горнице в день Сошествия Святаго Духа на апостолов. Здесь открывается единство собранных вместе апостолов : « При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе » (Деян.2:1) . Всеобщность Соборной Церкви наглядно отображена в иконографии Пятидесятницы - на иконе круг собранных апостолов разомкнут, причем разомкнут со стороны зрителя : «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви» (Деян.2:47). Соборная Церковь - это, как известно, славянский перевод греческого слова Кафолическая – katholicos, что обозначает высшую степень всеобъемлемости, целостности, полноты.

2 . СОБОРНОСТЬ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ.

Впервые выражение «кафолическая церковь» встречается у свщмуч. Игнатия Богоносца (+107) , ученика св.ап. и ев. Иоанна Богослова, в его Послании к Смирнской церкви (8, 2): «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь». В церковную жизнь Смирны в то время вносили смуту иудействующие, и появились еретики докеты, отвергавшие воплощение, страдание и воскресение Христа и не участвовавшие по этой причине в евхаристии. Целью послания св.Игнатия было увещание смирнских христиан соблюдать единство и термином кафолическая он выразил духовную природу Церкви, где Христос, иерархия и верующие составляют одно целое. Необходимо учесть, что семь своих пастырских посланий к различным церквам св.Игнатий Богоносец пишет по пути на мученическую смерть за Христа в Рим, где он был растерзан львами на арене Колизея. Последующие церковные писатели, такие как свмуч.Ириней Лионский, свмуч. Киприан Карфагенский, свт. Кирилл Иерусалимский и другие, находясь в скорбях и гонениях, запечатлевая свои слова страданием за Христа, раскрывали учение о Соборной Церкви, как благодатном единстве во Христе церкви местной, Вселенской и Небесной. В нашем Пространном Православном Катехизисе митр.Филарета Московского говорится : « Церковь называется Соборною, или что то же, Кафолическою, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь не ограничивается временем - и поэтому прп.Серафим Саровский обращается к Первоверховному апостолу Павлу : «Батюшка апостол Павел». Когда у приснопамятного митр.Виталия (Устинова) спросили кто его небесный покровитель, то услышали неожиданный ответ : «Симеон Богоприимец. Потому что я чувствую его молитвенную помощь». Церковь не ограничивается местом и народом - и поэтому, служа на приходе, скажем, в Петербурге, и оказываясь на время где-нибудь в Чилийских Кордильерах, в обители матушки Юлиании, арабки по происхождению, ты ощущаешь абсолютно ту же родную православную атмосферу.

3. СОБОРНОСТЬ И ЕВХАРИСТИЯ

Соборная природа Церкви как Тела Христова особенно полно и наглядно раскрывается в Таинстве Евхаристии . Божественная Евхаристия – это исполнение обетования Спасителя : «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Со страхом Божиим и верою причащаясь Св.Тайн мы входим в теснейшее общение с Господом и друг другом, становимся родными друг другу по Богочеловеческой Крови. Отсюда такое дорогое и ставшее привычным обращение : батюшка, братья, сестры. «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие…» - произносим мы в евхаристической молитве. Как в живом теле клетки организма взаимно участвуют в жизни друг друга, так и мы, причащаясь Тела и Крови Христовых (в Святых Тайнах), становимся живыми клетками Тела Христова ( Церкви).

Выражение свмуч.Игнатия Богоносца получает новое раскрытие : где Христос, в Святой Евхаристии, там и Кафолическая, Соборная, Церковь . В каждой частице Тела Христова присутствует не какая-то часть , а весь Христос. Так и в каждой местной церкви, где соблюдаются все четыре указанные в Символе Веры свойства – всецело Церковь Христова.

Важно отметить, что в первоначальной и древней Церкви основа власти епископа проистекала из Евхаристического собрания. Предстоятель Евхаристии, епископ, от Главы Церкви - Христа Спасителя, получает духовную власть «право править слово Истины», власть к созиданию Тела Христова - Церкви, к осуществлению Соборности в данной церковной общине, разрешению насущных вопросов церковной жизни. Кто предстоит в Евхаристии, тот и правит – властью данной от Бога. Конечно, с количественным приращением Церкви, послужить в каждой общине становилось все менее возможным. В России, скажем, конца 19 века, у правящего архиерея в окормлении могло быть до тысячи и более приходов. В лучшем случае посетить какой-либо приход удавалось раз в несколько лет. Другое дело было в Русской эмиграции, о чем вспоминает прот.Михаил Помазанский : « Мог ли правящий архиерей в прежней России быть в такой близости к пастве, в той мере, в какой мы видим наших архипастырей здесь? Наши епископы здесь знают подчиненные им приходы, собственными глазами видят их состав и, можно сказать, носят всех их в своих сердцах, радуясь и печалясь вместе с ними.»

4. СОБОРНОСТЬ И СОБОРЫ

Церковный собор - это важнейшая форма выражения соборного мнения Церкви, ее соборной природы. В век мужей апостольских и их ранних приемников, как св.Ириней и св.Киприан, известных под именем доникейских отцов Церкви, соборность проявлялась в единстве веры народа с иерархией, поставленной апостолами и их приемниками, так что разрыв с этой иерархией означал отпадение порвавших от самой Церкви. Когда же в Церкви стали наблюдаться отпадения от апостольской веры самих епископов и перед Церковью возникла необходимость изложения этой веры для пресечения лжеучений, то она это делала на соборах епископов всей Церкви, на Вселенских соборах, причем последние, чтобы иметь авторитет общецерковных, должны были получить признание всей Церкви, то есть получить рецепцию. Поэтому рецепция – это важнейший атрибут соборности Церкви. И принятие решения на соборе, и его рецепция – одинаково важны.

Необходимо также упомянуть , что Соборность не выражается количественно, она совсем не обязательно там, где большинство. Сколько известно примеров, когда не то чтобы меньшинство, а даже отдельные выдающиеся духовные личности являлись голосом Соборного разума всей Церкви. Когда в христианине ум, чувство и воля в Духе Святом соединяются воедино, то он становится носителем Соборного начала. Таковы , к примеру, были свт. Василий Великий, прп. Максим Исповедник, свт. Марк Ефесский. История Церкви знает множество примеров, когда благочестивый церковный народ отвергал ошибочные решения как соборов, так и отдельных иерархов. Один из близких к нам по времени примеров - это события 2007 года, связные с проведением 4-го Всезарубежного собора и отпадением большинства иерархов Зарубежной Церкви в унию с Московской Патриархией. В следующем 2008 году, большая часть из тех, кто не принял унию, организовали 5-й Всезарубежный Собор, где новым Первоиерархом РПЦЗ был избран митр.Агафангел (Пашковский).

5. ОЦЕНКА ДЕЯНИЙ МИТР. АГАФАНГЕЛА И ЕГО СИНОДА В ОТНОШЕНИИ СОБОРНОСТИ ЦЕРКВИ

За последние восемь лет в нашей Церкви произошел ряд конфликтов, повлекших за собой глубокий церковный кризис. Основная причина этого - в подмене митр.Агафангелом и его Синодом соборных начал в управлении Церковью на формально-правовые, характерные разве что для какой-либо из форм папизма, но никак не для исторической РПЦЗ. Рассмотрим некоторые события последних лет в свете вышеизложенных сведений о Соборности Церкви.

Как бы ни был лично одарен какой-либо иерарх, какие бы не имел достоинства, но если он начинает действовать в противоречии с природой Церкви, в нашем рассмотрении соборной природой, то такой иерарх неминуемо вносит нестроения в церковную жизнь. Приведем примеры. Митр.Агафангел принимает в свое непосредственное управление Ижевских отцов прот.Сергия Кондакова, прот.Михаила Карпеева и о.Александра Малых, с их многочисленной паствой. Но за несколько лет он так и не посетил эти общины.

Одно дело иметь редкую возможность общения с этими священниками в Одессе . Но совсем другое - архипастырское посещение общин, с беседами, совместной молитвой и , главное - в соборном служении Божественной Евхаристии, откуда , как говорилось выше, черпаются мудрость, духовная власть право править слово Истины и чувство соборного единства во Христе. Если ограничиться одним формальным подчинением, с возношением только имени правящего архиерея, то со временем, один формальный подход неизбежно породит другой, более разрушительный. Выражается он, как правило, в неоправданно жесткой реакции архиерея на возникающие недопонимания и противоречия. Формальная позиция гласит : я же правящий архиерей, и меня не послушались – значит имею полное право запретить в служении.

Вопрос: приехал бы митр.Агафангел в Удмуртию как архипастырь хотя бы один раз, побыл бы с многочисленным народом церковным – поднялась бы его рука на безрассудное запрещение Ижевских отцов, без всякой заботы о людях, остающихся, таким образом, без окормления? Право наказать имеет только тот, кто исчерпал уже всю по-отцовски проявленную любовь и заботу, и наказание остается последней мерой любви. Словом, конфликт с Ижевскими общинами порожден отсутствием соборного единства с ними.

В случае с о.Александром из д.Дудачкино положение усугубляется. Здесь также митр.Агафангел берется быть правящим архиереем общины, ни разу не посещая ее, хотя по расстоянию она в два раза ближе от Одессы, чем Ижевская. Но делает он это уже на канонической территории другой епархии , разрывая соборное единство еще и с собратом-архиереем, архиепископом Софронием (Мусиенко). В соучастники этого антисоборного деяния митр.Агафангел берет уже безгласный Одесский Синод. Церковный авторитет того и другого продолжает стремительно падать. Когда стало ясно, что о.Александр (Сухов), который в обход правящего архиерея стал уже иеромонахом Иосифом, отвергнет теперь и митр.Агафангела с его Синодом, то последние, наконец, приходят к сознанию ошибочности своих действий в Дудачкино. Это решение закреплено на майском Архиерейском Синоде 2016 года особым постановлением: « Архиерейский Синод отменяет свое Постановление от 15/28 апреля 2015 года о временной передаче церковного комплекса под окормлением иерея Александра Сухова в д. Дудачкино близ Санкт-Петербурга, в ведение Председателя Архиерейского Синода.» То есть , благодаря законному и настойчивому требованию архиепископа Софрония, митр.Агафангел и его Синод вынуждены были признать свою ошибку незаконного и антисоборного вторжения в другую епархию.

Это наглядный пример всем тем сейчас, кто честной и принципиальной позиции продолжает предпочитать « тихое и безмолвное житие », отвергая тем самым благочестие и чистоту. Необходимо отметить, что в основе принятия подобных ошибочных постановлений лежит уже не соборное , приемственное от апостолов выражение : « Изволися Духу Святому и нам », а простое человеческое : « изволися ….нам ». Об атмосфере в самом Одесском Синоде откровенно выразился один из его членов : « Я сознаю неправоту митр.Агафангела, но все архиереи ему обязаны и ко мне никто не прислушается.»

Не успели достигнуть шаткого мира по вопросу о Дудачкино, как разразился еще один скандал, уже на Американской земле, на этот раз в Свято-Троицком приходе в Астории. В центре его опять-таки полное непонимание и разрыв соборного единства с окормляемым приходом со стороны митр.Агафангела. Теперь стало совершенно очевидно, что прежде бывшие конфликты были не оплошностями, а это метод управления Церковью по иезуитскому принципу «цель оправдывает средства».

В отношении соборного единства Тела Церкви митрополит Агафангел ведет себя так, как будто он или принадлежит к другому телу , или представляет часть тела атрофированную, не чувствующую боли и нужды церковного организма. Это ли ношение окормляемых приходов в своем сердце, радуясь и печалясь вместе с ними, о чем говорит прот.Михаил Помазанский в отношении архиереев исторической РПЦЗ ? Это ли соответствие важнейшему свойству Церкви – ее Соборности, которое отстаивали святые отцы древней Церкви ценой своих страданий и самой жизни ? Такие методы управления Церковью также преемственны пастырскому служению Великих Первоиерархов РПЦЗ, как ночь преемственна дню, а болезнь здравию.

6. ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ

Представим опять на минуту таинственный Град Божий, Святую Церковь, окруженную четырьмя могучими стенами , основополагающими свойствами Единства, Святости, Соборности и Апостоличности. У подножия этих стен видны уже груды оружия, брошенного полчищами врат адовых после тщетных набегов на Град Божий. Здесь и мечи гонений, и копья ересей, и изощренные стрелы лукавого, изобретающего все новые способы брани против Церкви. Ныне мы обнаружили одно из таких адских изобретений - тщательно прикрытую попытку разрушения, так сказать подкопа под стену Соборности . Поэтому ныне мы соборно это обличаем и противостоим дальнейшей разрушительной деятельности митр. Агафангела и его Синода .

В наши дни часто слышаться голоса : РПЦЗ уже не восстановить, нет лидера, который бы это сделал, поэтому надо уходить в другие юрисдикции. Подобно тому , как Господь Бог наименовал Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, ныне мы, проведением 6-го Всезарубежного Собора свидетельствуем, что Церковь митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и Виталия жива. Верится, что в недалеком будущем наши Великие Первоиерархи будут прославлены в Соборе Первосвятителей Зарубежной Руси . Их примером и молитвами, соборные начала в Церкви будут восстановлены и станет очевидным лидерство Христово , немощная врачующего и оскудевающая восполняющего. Продолжая следовать путем исторической Русской Православной Зарубежной Церкви мы уповаем на обетование Господа : « Се Аз с вами во вся дни до скончания века »

Аминь.
Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры